ВСТРЕЧА ОМБУДСМЕНОВ В РУКОВОДСТВОМ 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АСТРАХАНЬ"

 

В начале встречи А.В. Спицын отметил, что на протяжении всего периода существования в регионе института Уполномоченного по правам человека (а это уже практически 20 лет) наибольшее количество обращений – ежегодно в среднем 60 % – поступает от жителей Астрахани. «Это привело нас к мысли, что по итогам года целесообразно проводить встречи с руководством областного центра».

 

Астраханцы поднимают самые разные вопросы. Здесь и градостроительная политика, и транспортное обслуживание, и озеленение, устройство детских площадок, вывоз мусора, наличие большого количества бродячих животных и многое другое.

Но на первой встрече главное внимание было уделено, пожалуй, наиболее животрепещущей проблеме – обеспечению права граждан на жилище.

Трудности у граждан начинаются подчас уже на стадии постановки в очередь на жилье. Судя по обращениям, людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, лишь ценой огромных усилий удаётся добиться реализации своего законного права на внеочередное предоставление жилого помещения. От граждан-собственников аварийного жилья регулярно поступают жалобы на длительные сроки ожидания выплаты возмещения за их квартиры. Необходимо навести порядок с предоставлением временного жилья из маневренного фонда людям, попавшим в беду; пока же, некоторые городские чиновники действуют по своему усмотрению, обременяя людей излишними требованиями. Подчас человек, с которого сгорело единственное жилье, вынужден ломать голову над тем, где ему временно остановиться, поскольку ему говорят, что комнату в маневренном фонде ему предоставят только после заключения межведомственной комиссии и решения администрации г. Астрахани о дальнейшем использовании жилья, пострадавшего от пожара. «На это может уйти не один месяц, а как быть людям у которых маленькие дети? – поддержала А.В. Спицына Уполномоченный по правам ребенка А.А. Курмаева.

Конечно, как Уполномоченного по правам ребенка Александру Курмаеву, прежде всего, интересовали вопросы обеспечения жилищных прав многодетных семей, а также лиц, из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Андрей Спицын отметил, что по итогам рассмотрения жалоб на нарушение жилищных прав направляются заключения в различные подразделения городской администрации, однако, несмотря на их правовую обоснованность «муниципальные служащие (часто без внятной мотивации) отказываются следовать нашим рекомендациям».

Естественно, что мы не останавливаемся на этом. Мы находим способ добиться справедливости через суд – просим прокуратуру или помогаем людям составить иск. В 2014 – 2015 гг. специалистами аппарата Уполномоченного по правам человека подготовлено 24 исковых заявления граждан к администрации города, и во всех случаях требования истцов были судом удовлетворены.Прокуратура, как правило, тоже соглашается с нашими доводами, «идёт» в интересах граждан в суд,и выигрывает дело.

«Это означает, что мы всё равно добиваемся восстановления прав граждан, но происходит это не так быстро, как хотелось бы и как это могло бы быть. Если бы отдельные чиновники мэрии не упорствовали бы в своих ошибках, заблуждениях, а, может быть, элементарном незнании, то права людей восстанавливались бы гораздо быстрее, - подчеркнул Андрей Спицын.

Один из вопросов был адресован городскому депутатскому корпусу. Дело в том, что Жилищный кодекс РФ обязывает органы местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для граждан, проживающих по договорам социального найма.В 2008 году этот размер был установлен решением городской Думы, но в августе 2011 года это решение самим же депутатами было отменено. Прошло пять лет, но соответствующий нормативный акт до сих пор отсутствует.

Сегодня граждане вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда в размере, установленном договорами управления, заключаемыми между администрацией г. Астрахани и управляющими организациями. Это приводит к тому, что люди, проживающие в своих квартирах по договору соцнайма, не могут воспользоваться правом, вытекающим из положения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса, которым гарантируется компенсация разницы между тарифами за счет наймодателя – то есть муниципалитета.

Встреча прошла в заинтересованном, конструктивном режиме. Было решено продолжить взаимные рабочие контакты, обсуждать наиболее сложные вопросы напрямую, проводить совместные приемы граждан.