24.06.2011 Уполномоченный предлагает законодательно обеспечить права инвалидов
   
   


 

Речь идет, прежде всего, о Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Согласно нему инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения.

Фактически инвалиды, проживающие в частном жилищном фонде, лишены права на получение льготы по оплате жилищных услуг. Данное обстоятельство ставит их в неравноправное положение по отношению к тем инвалидам, которые проживают в домах государственного либо муниципального жилищного фонда.

В этой связи Уполномоченный по правам человека предлагает часть 13 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению».

Другое предложение касается Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 26.11.2002 г. № 152-ФЗ.

Согласно нему вносились, в частности, изменения в статьи 1086 и 1087 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, а также порядок возмещения вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия.

Если до вступления в силу рассматриваемого Федерального закона выплаты возмещения вреда здоровью ставились в зависимость от минимального размера заработной платы (МРОТ), то после этого – от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Указанный Федеральный закон не содержал соответствующих положений, что, по мнению Уполномоченного по правам человека в Астраханской области, привело к нарушению конституционного принципа равенства прав граждан.

В данной ситуации происходит очевидный дисбаланс материальной составляющей компенсационных выплат гражданам, обратившимся в суд с соответствующими заявлениями о возмещении вреда жизни и здоровью, до и после вступления в законную силу положений рассматриваемого Федерального закона.

Данный вывод связан с тем, что оснований для пересмотра состоявшихся в период до 26.11.2002 г. судебных решений в части изменения способа исполнения указанных судебных решений, при имеющейся формулировке Закона, не имеется. Это означает, что гражданам, получившим увечья или иное повреждение здоровья, до означенной законодателем даты, по судебному решению взыскивались и продолжают взыскиваться ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, исходя из установленного законом минимального размера оплаты труда, тогда как гражданам, обратившимся в суд по аналогичным основаниям после 26.11.2002 г. соответствующие выплаты исчисляются, исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В этой связи Уполномоченный по правам человека в Астраханской области считает необходимым дополнить статью 2 Закона четвертым абзацем следующего содержания: «действия статей 1086 и 1087 Гражданского кодекса Российской Федерации в части определения выплат в зависимости от установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 26.11.2002г. При этом сумма соответствующих выплат определяется и подлежит исчислению, исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, начиная с 26.11.2002г.»