ПРАВО БЫВШЕГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – ВОССТАНОВЛЕНО

 

Жители нашего региона периодически обращаются к Уполномоченному по правам человека по поводу пенсий, адресуя, как правило, свои претензии территориальным органам Пенсионного фонда России. Однако случай, о котором пойдет речь ниже, несколько необычный, поскольку речь идёт о действиях Военного комиссариата Астраханской области

 

Гражданин Д. родился в Астрахани, затем, став кадровым военным, начинал службу в Вооруженных Силах СССР, а после распада единого государства ещё несколько лет прослужил в одной из бывших союзных республик.

В середине 90-х он вернулся в родной город, приобрел гражданство Российской Федерации, оформил пенсию.

Как указал в своей жалобе гр-н Д., в последние несколько лет со стороны областного военного комиссариата к нему стали предъявляться какие-то нелепые, непонятные требования. То обязывали явиться, чтобы сотрудники военкомата лично могли удостовериться, что Д. по-прежнему жив-здоров, а иной раз и сами могли неожиданно нагрянуть к нему домой.

В один «прекрасный день» заявитель обнаружил, что пенсия ему не начислена. Бросился выяснять, а в военкомате ему отвечают в том духе, что «да, выплата приостановлена, так как мы посетили вас по адресу проживания и не застали дома». На удивленный вопрос гр-на Д. какое это имеет значение, ему ответили: «Откуда мы знаем, а может вы уехали на постоянное проживание в другой регион или вовсе за пределы страны?»

Рассмотрев жалобу гр-на Д., Уполномоченный по правам человека пришёл к следующему выводу. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления выплаты пенсии лицам, проходившим военную службу. Такое возможно лишь на время прохождения военной службы (иными словами, если военнослужащий оформил пенсию, а затем снова возобновил службу), а также в случае, если пенсионер, являющийся инвалидом, пропустил срок переосвидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы, и, следовательно, не подтвердил свой статус.

Конечно, переезжая в другой регион на ПМЖ, пенсионер должен поставить об этом в известность орган, начисляющий и выплачивающий ему пенсию. Но здесь действует своеобразная «презумпция» добросовестности граждан. То есть, никто вовсе не обязан время от времени в обязательном порядке являться в пенсионный фонд или в кадровую службу и говорить – «я на месте, я никуда не уехал».

Руководители Астраханского областного военного комиссариата, похоже, думали по-другому, и поступали иначе. Возможно, это касалось только гр-на Д., хотя причина столь пристрастного внимания именно к этому человеку совершенно не понятна.

Свое заключение по данному делу Уполномоченный по правам человека А.В. Спицын направил военному комиссару Астраханской области, который, однако, не пожелал прислушаться к рекомендациям регионального омбудсмена. В этой связи пришлось обратиться к Военному прокурору Каспийской Флотилии, который полностью поддержал доводы Уполномоченного по правам человека, и подтвердил, что решение о приостановлении выплаты пенсии гр-ну Д. принято областным военкоматом «без достаточных оснований и противоречит положениям действующего законодательства».

Внесенное представление военного прокурора должно восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя, и будем надеяться, что руководство Астраханского военкомата сделает для себя надлежащие выводы.

 

А. БОГАТЫРЕВА,

Консультант-юрист аппарата Уполномоченного

по правам человека в Астраханской области