Проверяя деятельность ТСЖ «Утес», Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» выявило, что товарищество взимало фиксированный, одинаковый для всех, «поквартирный» сбор на охрану общедомового имущества и придомовой территории. Именно такой механизм оплаты был утвержден на общем собрании собственников многоквартирного дома. Однако надзорный орган посчитал, что общее собрание собственников жилья не вправе было устанавливать одинаковый размер сбора для всех, без учета площади их квартир, и предписало произвести перерасчет платы за охрану собственникам многоквартирного дома пропорционально доле каждого из них в праве общей собственности на общее имущество.

ТСЖ оспорило предписание, ссылаясь на то, что пропорциональными должны быть платежи за содержание и ремонт общества имущества многоквартирного дома. А услуга по охране является дополнительной услугой, не относится к услуге технического содержания общедомового имущества, следовательно, оплата по ней может определяться иным образом.

Однако суды всех инстанций поддержали позицию жилищной инспекции:

·                     ТСЖ вправе на основе принятой на год сметы доходов и расходов н– устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в доме;

·                     размер платы за жилое помещение определяется с учетом положений части 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество;

·                     доля же в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения;

·                     системный анализ данных упомянутых норм позволяет сделать вывод о том, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из доли соответствующего собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в таком доме;

·                     перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании самостоятельно, с учетом целей содержания общего имущества;

·                     следовательно, рассматриваемые в данном случае услуги по охране многоквартирного дома и придомовой территории включены собственниками помещений в состав работ по содержанию общего имущества как услуги, непосредственно направленные на обеспечение безопасности и сохранности имущества собственников жилых помещений, общедомового имущества;

·                     плата за оказание услуг по охране входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, которая, в свою очередь, является составным элементом платы за содержание и ремонт жилого помещения, может исчисляться и подлежит уплате собственниками помещений только соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в соответствующем доме.

Верховный Суд РФ отказал ТСЖ в пересмотре дела, повторив, что плата за оказание услуг по охране придомовой территории является составным элементом платы за содержание и ремонт жилого помещения и подлежит уплате собственниками помещений соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в МКД (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2019 № 309-ЭС19-12718).

 

С использованием материалов ГАРАНТ.РУ