ВС РФ ПОДТВЕРДИЛ ОБЯЗАННОСТЬ РЕГИОНОВ ЗАКУПАТЬ ДЛЯ СВОИХ ЛЬГОТНИКОВ ЛЕКАРСТВА, ДАЖЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В РФ

Верховный Суд РФ оставил в силе решение районного суда, которое обязывало областной минздрав закупить для ребенка инвалида необходимый ему по жизненным показаниям лекарственный препарат "Церлипоназа альфа", не зарегистрированный на территории РФ (Определение Верховного Суда РФ от 12 августа 2019 г. № 29-КГ19-1).

Решение районного суда было мотивировано тем, что ребенок страдает орфанным заболеванием, единственно возможным вариантом лечения которого является назначение ей лекарственного препарата, не зарегистрированного в нашей стране. Спорное лекарство назначено малышке консилиумом врачей ФГБУ "РДКБ" и врачебной комиссией этого же учреждения, затем – консилиумом врачей-специалистов областной детской клинической больницы. Ребенок является инвалидом. Стало быть, у него есть право на бесплатное обеспечение лекарством, в дозе, рекомендуемой медорганизацией, за счет средств бюджета Пензенской области. А отсутствие спорного препарата в перечне ЖНВЛП не может являться основанием для снижения уровня гарантий по сравнению с установленными Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Более того, райсуд обратил свое решение к немедленному исполнению.

Однако областной суд — это решение отменил и в иске отказал.

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу мамы ребенка, оставил в силе решение суда первой инстанции.

При этом ВС РФ сослался на нормы международного права и международные договоры РФ:

  •  Всеобщая декларации прав человека, принятая 10 декабрь 1948 Генеральной Ассамблеей ООН, гарантирует каждому человеку право на жизнь. При этом дети имеют право на особую заботу и помощь;
  •  согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и в максимально возможной степени обеспечивают выживание и здоровое развитие ребенка. Государства-участники также признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения;
  •  государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006, ратифицирована РФ 25 октября 2012) принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка;
  •  Конституция РФ определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В РФ каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, каковая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
  •  областной суд отказал ребенку в обеспечении спорным препаратом на том основании, что его болезнь, хотя, объективно, и орфанная, однако не включена в Перечень орфанных заболеваний, утвержденный Правительством РФ (№ 403). А ведь между тем, инвалидность-то ребенку установлена именно по этому заболеванию!
  •  более того, на недопустимость отказа орфанным пациентам в лекарственном обеспечении за счет средств региональных бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 № 21-6/10/2-4878, где разъяснено, что Закон об основах охраны здоровья граждан не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями;
  •  вследствие этого пациент как ребенок-инвалид согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 № 890 имеет право на обеспечение за счет бюджета области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП;
  •  кроме того, спорный препарат был назначен решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарством, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям;
  •  наконец, областной суд был неправ, указывая, что спорный препарат не предусмотрен стандартом оказания медпомощи, поскольку в решении консилиума врачей ФГБУ РДКБ указано, что назначение препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения ребенка,
  •  таким образом, с учетом того, что назначенный консилиумом препарат "Церлипоназа альфа" – единственно возможный вариант лечения девочки, отказ минздрава области в обеспечении ее этим препаратом за счет областного бюджета нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.



  • https://www.garant.ru/news/1294874/