С ПЕРЕВОЗЧИКА МОЖНО ВЗЫСКАТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА НЕПРИШЕДШИЙ АВТОБУС 


Т. обратился в суд с иском к АО "Мострансавто" о взыскании компенсации морального вреда, причиненного переживаниями в связи с нарушением ответчиком установленного расписания регулярных перевозок.

Как указывал истец в обоснование иска, он купил билет на поезд из Москвы до Воронежа,  однако до вокзала ему надо было добраться из подмосковного Наро-Фоминска. Мужчина пришел на остановку, но автобус не приехал. Когда стали выяснять, оказалось: водитель неприехавшего автобуса в тот день заменял заболевшего коллегу на другом маршруте. Следующий рейс был через 40 минут, но он опаздывал из-за пробок. 

На железнодорожную станцию истец успел до отправления своего поезда.

Полагая, что в связи с допущенным ответчиком нарушением установленного расписания регулярных перевозок Т. пришлось предпринять дополнительные меры, чтобы успеть к отправлению своего поезда, в том числе воспользоваться иным видом транспорта, что причинило ему нравственные страдания, истец обратился в суд.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 22 декабря 2021 г. в удовлетворении иска отказано. Судами  апелляционной  и кассационной  инстанций оно оставлено без изменения.

Верховный Суд Российской Федерации не согласился с решениями нижестоящих судов, основываясь на том, что болезнь водителя автобуса не подразумевает чрезвычайности и непреодолимости обстоятельств, избежать которого перевозчик не мог.

Также судом не было установлено, имеются ли условия для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства по своевременной перевозке пассажиров согласно расписанию, и не учтено, что отсутствие вины подлежит доказыванию лицом, допустившим нарушение.

Ссылка суда на то, что истец не опоздал к отправлению поезда, юридического значения для разрешения данного спора не имеет.

Дело направлено на новое рассмотрение, исковые требования  удовлетворены частично (сумма компенсации морального вреда назначена меньше, чем просил истец).