КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РАЗЪЯСНИЛ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВАНИЙ УМЕРЩВЛЕНИЯ ОТЛОВЛЕННЫХ БЕСХОЗЯЙНЫХ ЖИВОТНЫХ


Поводом к проверке статей 7 и 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 № 498-ФЗ  стал запрос Верховного суда Бурятии, куда попал административный иск зоозащитников о признании недействующим регионального закона. В частности, истцы сочли неправомерной норму, которая позволяет усыплять бездомных животных в Бурятии на 31-й день с момента отлова, если за месяц пребывания в месте временного содержания не нашелся их владелец, что противоречит принципам гуманного обращения с животными и запрету жестокого обращения с ними. Административные истцы ссылались на то, что этот закон позволяет умерщвлять животных без владельцев в случаях, не установленных Федеральным законом, допускает жестокое обращение с животными без владельцев и ухудшает их положение, вступая тем самым в противоречие с нормативными актами большей юридической силы.

Конституционный суд Российской Федерации (далее – Суд) счел, что сама по себе норма не противоречит Основному закону, однако разъяснил ее конституционно-правовой смысл. Суд признал, что для более эффективной защиты человека регионы получили право предусмотреть свои мероприятия, (помимо методических указаний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 г. № 1180), чтобы учесть возможные повышенные риски, обусловленные географическими, климатическими, социально-экономическими и иными факторами.

Выбор допустимых оснований для умерщвления животных без владельца осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом предписаний закона об обращении с животными и объективной необходимости в установлении данных оснований. При этом умерщвление животных без владельцев – мера, использование которой может быть оправдано, лишь когда прочие мероприятия не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность.

К числу оснований для умерщвления животных без владельцев Суд отнес случаи, когда это обусловлено необходимостью предотвращения исходящих от конкретного животного угроз, вызванных рисками распространения им опасной для человека или других животных болезни либо подтверждаемых совершенным им нападением на человека или проявлением им немотивированной агрессивности.

В то же время основаниями для умерщвления бездомных животных не могут быть ни загруженность приютов для животных и пунктов временного содержания, ни оптимизация бюджетных расходов на эту деятельность, иначе это означало бы отступление от конституционных гуманистических начал в обращении с животными.

Введение умерщвления животных должно быть оправдано экстраординарной ситуацией, не поддающейся решению иными способами, и ограничено временными рамками. Законы субъектов Российской Федерации должны определять эти рамки, а также установить разумный срок и условия, чтобы владелец мог обнаружить отловленное животное.

 

(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2024 № 38-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи  с запросом Верховного Суда Республики Бурятия»).