Подписан закон об участии граждан в охране общественного порядка

 

2 апреля текущего года принят Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», призванный узаконить и регламентировать участие граждан в охране общественного порядка. Данный закон вступает в силу со 2 июня 2014 года и включает в себя следующие основные нормы.

 

Так, согласно положениям данного нормативно-правового акта граждане могут принимать добровольное участие в охране общественного порядка, как индивидуально, так и в составе народных дружин. При этом, чтобы народная дружина считалась действующей законно и официально, она должна быть включена в Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, проще говоря — региональный реестр. В этой связи им необходимо предоставить заявление о внесении народной дружины в региональный реестр и устав народной дружины.

 

Однако самим дружинником может стать далеко не каждый. Это должен быть совершеннолетний гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, судимости, не имеющий психических заболеваний, а также отвечающий ряду других требований, предъявляемым к внештатным сотрудникам полиции.

 

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не должны забывать, что приоритетом их деятельности является, прежде всего, полное соблюдение действующего законодательства, защита прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие с полицией, иными правоохранительными органами, органами власти. Кроме того, дружинникам строго запрещено выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции).

Одной из главных задач граждан, участвующих в охране общественного порядка, является содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным структурам. В этой связи они наделены определенными правами. Так, данные лица вправе:

 

  • информировать органы полиции о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

  • участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел и иных правоохранительных органов;

  • участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

  • принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести;

  • при необходимости могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией;

Народные дружинники, в свою очередь, вправе:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

  • принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

  • оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

  • в строго определенных случаях применять физическую силу;

Важно и то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления будут материально стимулировать народных дружинников, предоставляя им льготы и компенсации.

 

В целях обеспечения деятельности граждан, осуществляющих охрану общественного порядка, законодателем так же были внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов. Так, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации внесены поправки, согласно которым установлена административная ответственность в виде штрафа за невыполнение требований народных дружинников.

 

В случае воспрепятствования деятельности народного дружинника и внештатного сотрудника полиции, а также невыполнение их законных требований прекратить противоправные действия, наказывается штрафом от 500 до 2500 рублей.

 

Однако одновременно с этим установлена ответственность самих дружинников: если при охране общественного порядка они нарушают права и законные интересы граждан или организаций, им придется заплатить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.