УХОДЯ – УХОДИ

 

Конституционный Суд России в постановлении, провозглашённом 16 декабря, разъяснил – если депутат законодательного органа сложил свои полномочия, то он не вправе вновь получить мандат в том же законодательном органе того же созыва.

 

Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба жителя Ставропольского края Николая Гончарова.

В 2011 году он баллотировался в Государственную Думу от партии «Единая Россия». В региональном списке он был под № 5.

По итогам голосования в Госдуму прошло четверо «единоросов» от Ставропольского края. Таким образом, в случае досрочного прекращения полномочий кого-либо из них, Н. Гончаров должен был занять вакантное депутатское место, как следующий в списке.

Полгода спустя один из депутатов согласился перейти на работу в краевую администрацию и сложил депутатские полномочия. Вскоре однако пришёл новый губернатор и чиновник вновь решил переместиться в депутатское кресло.

Оказавшийся «обойдённым» Николай Гончаров обратился в Центральную избирательную комиссию, заявляя, что депутатский мандат согласно очередности должен принадлежать ему. Но в ЦИК сочли, что произошедшая «рокировка», при которой депутат может «уйти и вновь вернуться» вполне соответствует Закону. Безрезультатным оказалась и жалоба в Верховный Суд РФ – тот просто сослался на положения частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Не смирившись, Гончаров решил идти до конца. Он обратился в Конституционный Суд: если Центризбирком и Верховный Суд прикрываются законом, значит нужно проверить закон!

Заявитель поставил вопрос – могут ли вернуться в парламент те, кто ранее добровольно сложил депутатские полномочия? И Конституционный Суд Российской Федерации чётко и недвусмысленно ответил – нет, не могут.

В основу судебного решения были положены несколько принципиальных соображений.

Во-первых, как отметил Конституционный Суд, «депутатский мандат не может приобретать статус личной привилегии». Если человек баллотируется в депутаты, он, стало быть, идёт в парламент работать – заниматься разработкой и принятием законов, отстаивать интересы избирателей. «Гражданин, принявший решение баллотироваться на выборах, обязуется добросовестно исполнять депутатские полномочия, соблюдать соответствующие ограничения и запреты. Равным образом, избиратели вправе ожидать, что их избранники будут уважать оказанное им доверие и ответственно подходить к исполнению своих обязанностей». Слагая с себя полномочия, депутат сознательно «разрывает связь с избирателями и добровольно отказывается от своего статуса».

Во-вторых, получая статус депутата по партийному списку, «гражданин считается реализовавшим свое пассивное избирательное право. Соответственно, он не может считаться состоящим в партийном списке после добровольного досрочного сложения с себя депутатских полномочий. Это вытекает из самой природы института выборов, которая подразумевает разовое избрание на определенный срок», - указывается в постановлении.

В-третьих, Конституционный Суд отметил, что возможность чередования депутатской деятельности с работой в органах исполнительной власти ставит под сомнение конституционный принцип разделения властей.

В-четвертых, порядок, при котором депутат может «уйти и вернуться» ставит в привилегированное положение лидеров партийных списков, ставя в ущербное положение их коллег по списку – а это противоречит принципу равноправия кандидатов в депутаты.

Итак, вышеуказанные нормы двух федеральных законов признаны не соответствующими Конституции РФ, а значит бывшие депутаты не могут вернуться в парламент того же созыва.

Кстати, этот вывод распространяется и на региональные законодательные органы. Так что субъектам Федерации, где существует аналогичный порядок, придётся менять своё законодательство.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ ранее уже признал – при передаче вакантного депутатского мандата, за партиями сохраняется право отступать от установленной в списке очередности.

Тем не менее, остаётся один весьма важный вопрос. Дело в том, что оспоренные нормы регулируют вопрос замещения вакантных депутатских мест при пропорциональной системе, то есть когда речь идёт о т.н. «списочниках». А как быть с теми, кто избирался по округам? Означает ли решение Конституционного Суда, что человек, избравшись в округе, и вынужденный сложить депутатские полномочия, также не сможет в течение текущего созыва вновь выдвинуть свою кандидатуру на выборах в том же либо другом округе?

 

Д. Батрашев,

Руководитель аппарата Уполномоченного

по правам человека в Астраханской области