Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном суде Российской Федерации"

 

С 15 декабря 2015 года вступили в законную силу изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», которыми установлен порядок рассмотрения Конституционным Судом РФ (далее –КС РФ) дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

 

Теперь высший судебный орган имеет право разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (например, ЕСПЧ), вынесенного по жалобе, поданной против России, на основании международного договора. Исполнение таких решений может быть признано невозможным, если оно противоречит Основному закону страны.

 

Решения не должны также противоречить толкованию Конституции, которое дано КС РФ.

Установлено два способа разрешения КС РФ такого рода дел.

 

Во-первых, федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), наделенный компетенцией по защите интересов России, может направить в суд запрос о проверке конституционности законодательных норм, в которых международный суд обнаружил изъяны. При этом ФОИВ должен дать заключение о невозможности исполнить решение вследствие его расхождения с Конституцией. Такие дела могут рассматриваться без проведения слушания, если вопрос может быть разрешен на основании ранее принятых КС РФ постановлений.

 

Во-вторых, Президент России или Правительство РФ вправе обратиться с запросом о рассмотрении выявившегося противоречия между положениями международного договора в истолковании, данном межгосударственным органом, и положениями Конституции применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.


Если суд примет постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение этого решения, не могут осуществляться (приниматься).

 

По сообщению автора инициативы, председателя профильного комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, случаи возможного неисполнения или обращения к оценке КС РФ, несомненно, будут носить единичный характер. Им также отмечено, что концепция законопроекта не идет вразрез с мировой практикой и аналогичные прецеденты уже существуют в европейских странах, в частности, в Германии и Великобритании.