Новые классификации и критерии установления инвалидности

 

 В декабре прошлого года Министерство труда России утвердило новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, вступающие в силу 2 февраля 2016 года.

 

 

 Следует отметить, что предыдущий документ, также регламентирующий порядок проведения медико-социальной экспертизы, просуществовал всего 1 год – с декабря 2014. Однако за год существования Приказ № 664-н вызвал бурю недовольства среди граждан, ранее имевших инвалидность или обратившихся за ее установлением. Дело в том, что как ранее действовавшие, так и вновь принятые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, определяли, что одним из самых немаловажных аспектов для назначения инвалидности является т.н. «выраженность расстройств функций организма».

Именно здесь граждане столкнулись с большими проблемами, вызванными субъективностью толкования сотрудниками Бюро МСЭ норм приказа, нелогичностью и несправедливостью текущей системы установления инвалидности и т.д.

Наиболее наглядно ситуацию, вызванную реализацией Приказа № 664-н можно проиллюстрировать на примере гр-ки Ч., обратившейся по причине снятия с ее сына категории «ребенок-инвалид».

Ребенку заявительницы с рождения поставлен тяжелый диагноз, входящий в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний. Во всем регионе детей с таким диагнозом не более 3-х десятков. При этом специфика заболевания заключается в том, что в пищу абсолютно нельзя принимать белок – ни растительного, ни животного происхождения. В случае нарушения строгой диеты наступают тяжелейшие необратимые последствия для умственного и психического развития. Так вот, в случае с гр-кой Ч. с самого рождения сына она заботилась о его здоровье, обеспечивала соблюдение диеты, одним словом, тратила все силы на то, чтобы ее ребенок не сильно отличался от сверстников. Следует отметить, что с рождения ребенку была присвоена категория «ребенок-инвалид».

Тем не менее, изменения, которые внесены в законодательство в 2014 году о порядке и критериях установления инвалидности, поставили всю систему "с ног на голову". "Невыраженность" заболевания сына гр-ки Ч., достигнутая только благодаря действиям матери, привела к снятию с ребенка инвалидности. Бюро МСЭ, вплоть до федерального, решили, что в данном случае "выявлены лишь незначительные нарушения эндокринной системы и метаболизма, не приводящие к ограничению основных категорий жизни". Однако почему-то не учитывается, что удовлетворительное состояние ребенка и т.н. "невыраженность" заболевания обеспечивались за счет получаемой пенсии по инвалидности и мер соцподдержки (специализированное питание стоит в 3-4 раза дороже обычного). Хотелось бы привести слова заявительницы, которые мы полностью поддерживаем:

 «выходит, что более-менее хорошее развитие ребенка, достигнутое родителями (заметьте при поддержке государства!), лишает их права на помощь от государства. Получается не только не гуманно, но и не логично. Ведь государственные меры поддержки имеют своей целью обеспечить здоровье, создать дополнительные условия, предоставить гарантии. А на деле получается, что для того чтобы эту помощь получить, надо делать прямо противоположное. Хотите получать помощь от государства – не оказывайте помощь своему ребенку, т.к. на помощь могут рассчитывать только родители, не добившиеся успехов в лечении болезни, родители глубоко слабоумных детей... Зачем, спрашивается, помощь родителям, которые доводят ребенка до крайней формы слабоумия лишь для того, чтобы на этом заработать».

 В ситуации с заявительницей разъяснены возможности по возращению ребенку инвалидности, поскольку вступающий в силу Приказ вселяет в нас определенную надежду на это. Тем не менее, Уполномоченный по правам человека в Астраханской области намерен и дальше заниматься защитой прав граждан с данным редким заболеванием, проживающих на территории Астраханской области, вплоть до внесения инициативы об изменении ряда спорных нормативных актов.

 

Богатырева А.В.

консультант-юрист

отдела защиты прав человека