ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В АПТЕКАХ ОТСУТСВУЕТ ЛЕКАРСТВО, КОТОРОЕ ДОЛЖНО ВЫДАВАТЬСЯ ПО РЕЦЕПТУ ВРАЧА БЕСПЛАТНО?

 К Уполномоченному по правам человека обратился житель г. Астрахани, который в связи с имеющимся диагнозом «сахарный диабет» должен быть обеспечен инсулином. Однако в последнее время «отоварить» в аптеках рецепт на бесплатное лекарство отказываются, ссылаясь на то что медикаменты отсутствуют и когда будут в наличии не известно. При этом на вопрос, как же человеку быть без жизненно необходимого препарата, советуют приобретать его за свой счет.

 Описанная ситуация, к сожалению, встречается действительно часто. При этом дефицит наблюдается не только с инсулином, но и рядом других препаратов.

Согласно действующему законодательству, в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения, выдаваемых гражданам в льготном порядке, аптечная организация должна поставить рецепт на отсроченное обслуживание, или гарантированное обеспечение, о чем внести информацию в соответствующий журнал. В данной ситуации аптека должна организовать в течении 10 дней его обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства (п. 2.7. Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328).

При этом отзывать из медицинской организации рецепт на препарат, которого нет на момент обращения льготника в наличии, аптека не вправе.

Обращаем внимание, что при постановке рецепта на отсроченное обслуживание пациенту рецептурный бланк возвращается, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой о дате постановки на гарантированное обеспечение).

В случае, если необходимое лекарство в течении вышеуказанного срока не было предоставлено и гражданин вынужден был купить его за свой счет, последний вправе требовать компенсацию потраченных денежных средств. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением к исполнителю госконтракта на лекарственное обеспечение либо непосредственно в министерство здравоохранения Астраханской области, приложив кассовый или «третий» чек, подтверждающий приобретение лекарственных средств или медицинских изделий, а также копию рецепта с пометкой о дате постановки на гарантированное обеспечение.

В случае получения отказа в выплате компенсации, данный вопрос может быть положительно решен в судебном порядке, что подтверждается многочисленной судебной практикой, в том числе Определением Верховного Суда РФ от 19.02.2018 № 53-КГ17-32.