ШТРАФ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Согласно положениям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований получателя услуг, установленных законом, суд взыскивает штраф в размере 50% от суммы, присужденной в его пользу с исполнителя за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (пункт 6 статьи 13).

Однако, исходя из норм, закрепленных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», указанные положения Закона о защите прав потребителей применяются только к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг (пункт 8 статьи 84).

Таким образом, заявляя к медицинской организации исковые требования о возмещении материального ущерба, связанного с причинением вреда здоровью некачественным оказанием медуслуг, а также компенсации морального вреда в связи с утратой близкого человека по той же причине, можно просить суд взыскать штраф, если услуги были оказаны вне рамок территориальной программы обязательного медицинского страхования на платной основе.

Основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя услуг добровольно удовлетворить его требования, предъявленные в письменном виде в досудебном порядке.