Конституционный суд Российской Федерации защитил право безработных предпенсионеров на повышенное максимальное пособие

 

17.03.2022 Конституционный Суд РФ признал неконституционным законоположение, которое препятствовало выплате максимального пособия по безработице лицам предпенсионного возраста, признанным безработными до 1 января 2019 года.

Котлова Ирина признана безработной с середины мая 2018 года, в связи с чем ей было назначено пособие по безработице сроком на один год. До конца 2018 года пособие выплачивалось в максимальном размере – 4 900 руб. Несмотря на то что в 2019 году максимальный размер пособия – 11 280 рублей, Котлова И. на протяжении нескольких месяцев, пока не вышла на пенсию, получала 8 000 руб.

Заявительница была убеждена, что, поскольку она относится к категории граждан предпенсионного возраста, вправе получать с 1 января 2019 г. пособие по безработице в повышенном максимальном размере. В связи с этим она обратилась в суд.

Первая инстанция отказала в удовлетворении иска, а апелляция и кассация поддержали его решение. Суды сочли, что истец была признана безработной до 1 января 2019 г., то есть в период, когда законодательство о занятости населения еще не устанавливало специальных правил определения размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, поэтому выплата ей пособия по безработице производится по правилам, действующим на момент его назначения. Соответственно, на нее не распространяются дополнительные социальные гарантии. Верховный Суд РФ отказался рассматривать кассационную жалобу.

В жалобе в Конституционный Суд РФ Котлова И. указала, что оспариваемая ею норма противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку исключает возможность предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки, установленных статьей 342 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", тем гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до 1 января 2019 года. Данная норма, по мнению заявительницы, ставит таких граждан в худшее положение по сравнению с лицами, которые приобрели статус безработного после вышеуказанной даты.

Как отметил Конституционный Суд РФ, требования заявительницы направлены на распространение на граждан предпенсионного возраста дополнительных гарантий соцподдержки, предусмотренных ст. 342 Закона о занятости населения в РФ. Она фактически оспаривает конституционность части 1 статьи 10 Федералього закона от 03.10.2018 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". Соответственно, заметил Конституционный Суд РФ, предметом его рассмотрения по этому делу является часть 1 статьи 10 вышеуказанного Закона в той мере, в какой содержащееся в ней положение служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице.

В свою очередь Конституционный Суд РФ счел такое разграничение недопустимым и признал положение неконституционным, поскольку данное регулирование ставит в неравное положение граждан, относящихся к одной категории, - к лицам предпенсионного возраста, - в зависимости от даты признания их безработными. Такое различие не оправдано объективно, граждане предпенсионного возраста в случае увольнения наиболее подвержены риску безработицы. Поэтому пособие после 2019 года должно назначаться им в отдельном повышенном максимальном размере, устанавливаемом ежегодно, независимо от даты признания их безработными.