ПРАВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В АВАРИЙНОМ ФОНДЕ, НА КОНТРОЛЕ ОМБУДСМЕНА

 

 

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 

В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

При этом по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора при реализации своих жилищных прав: либо получить денежное возмещение, либо другое равноценное жилье.

Однако на практике в Астраханской области получить жилье собственнику по соглашению с органами муниципальной власти очень сложно.

Так, в первой половине 2021 года на личный прием к Уполномоченному по правам человека обратилась жительница Астрахани гр. К., которой на праве собственности принадлежит небольшая квартира в многоквартирном доме (МКД) на ул. Пороховая. Дом по указанному адресу ещё в 2014 году был признан аварийным и подлежащим сносу. 

В 2020 году гр. К., как собственнику, на основании распоряжения администрации муниципального образования «Город Астрахань» предложена выплата возмещения за комнату в связи с изъятием для муниципальных нужд соответствующего земельного участка.

«На 400 тыс. рублей в настоящее время благоустроенное жилье не купишь» - указала заявительница в обращении. Поэтому она изъявляла желание получить жилье, а не денежные средства, в связи с чем, соглашение с администрацией с её стороны не было подписано.

Согласно постановлению Правительства Астраханской области от 08.04.2019 № 112-П, вышеуказанный МКД включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».

Как известно, законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в порядке, установленном Федеральным законом  от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон).

При этом пункт 3 статьи 2, статья 16 Федерального закона содержит специальные нормы, которые предполагают наличие у гражданина права на выбор способа обеспечения его прав – путем предоставления другого жилого помещения, либо путем выкупа жилого помещения.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В связи с чем, при изъятии земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, необходимо учитывать его мнение.

Несмотря на это, городская администрация подала исковое заявление о принудительном изъятии у гр. К. недвижимого имущества и выплате соответствующего возмещения.

Изучив сложившуюся ситуацию, Уполномоченный по правам человека рекомендовал главе муниципального образования «Город Астрахань» отказаться от исковых требований и вернуться к вопросу о предоставлении заявительнице жилого помещения взамен денежного возмещения.

Однако орган местного самоуправления остался непреклонен.

Несмотря на то, что судебный процесс уже длился определенный период времени, аппаратом Уполномоченного по правам человека заявительнице были даны правовые обоснования её позиции о предоставлении жилья.

Суд, внимательно изучив доводы заявительницы, отказал органу местного самоуправления в принудительном изъятии аварийного жилья и указал, что собственники в аналогичных ситуациях имеют право на выбор – жилья или денег.

Администрация муниципального образования «Город Астрахань» подала апелляционную жалобу, 01.12.2021 Астраханским областным судом решение оставлено без изменения.

31.05.2022 законность данного решения подтверждена Четвертым кассационным судом общей юрисдикции.

Уполномоченный по правам человека в Астраханской области продолжит оказывать необходимое содействие в целях получения заявительницей жилья.