13 ИЮНЯ 2024 ГОДА ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ СПИКЕРА ИГОРЯ МАРТЫНОВА СОСТОЯЛОСЬ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ДУМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, В ХОДЕ КОТОРОГО АСТРАХАНСКИЙ ОМБУДСМЕН АНДРЕЙ СПИЦЫН ПРЕДСТАВИЛ ДЕПУТАТАМ СВОЙ ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2023 ГОДУ


Как отметил Андрей Спицын, деятельность Уполномоченного, как и в предыдущие годы, была направлена на реализацию задач, определенных федеральным и областным законодательством.

Значительное количество обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Астраханской области продолжает поступать от участников специальной военной операции и членов их семей. В течение прошлого года – поступило 413 обращений. По состоянию на 10 июня этого года – 112 письменных обращений от участников СВО и членов их семей (это порядка 18% всех письменных обращений). Обращаются и мобилизованные, и лица, добровольно заключившие контракт с Министерством обороны России. Таковых большинство (более 80%). Помимо тех, кто служит в частях Вооруженных Сил, есть и те, кто участвует в СВО в составе различных формирований. 

Работа с участниками СВО, их родственниками — для астраханского омбудсмена сегодня главный приоритет.


В целом в 2023 году в аппарат Уполномоченного поступило 3819 устных и письменных обращений.

На протяжении последних пяти лет наблюдается рост количества обращений в аппарат Уполномоченного. При этом среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, наша область значительно впереди по коэффициенту количества обращений на 10 тыс. человек населения (уступая только Севастополю). Это свидетельствует о высоком уровне доверия граждан к данному правозащитному органу.

В то же время, в сопоставимых цифрах численности населения, такой показатель как количество жалоб жителей субъекта к федеральному Уполномоченному — в Астраханской области самый низкий в ЮФО. Это говорит о том, что многие вопросы разрешаются на уровне региона.  В этом, как отметил Андрей Спицын, бесспорно, заслуга Губернатора, Думы, областного Правительства и других структур.


Что касается тематики обращений, то она традиционная. Людей заботят повседневные нужды: жилье, ЖКХ, медицина, социальная защита, трудоустройство.

Главная и больная тема – несогласие людей с суммами начисленной задолженности по услугам электроснабжения, газа, воды. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении расходов на содержание общего имущества в многоквартирных домах, а также в связи с возложением разницы неплатежей по индивидуальным приборам учёта на добросовестных потребителей. Немало обращений с претензиями по поводу состояния площадок для сбора ТКО, а также в связи с несвоевременным вывозом мусора.

Вместе с тем, заметно сократилось количество жалоб по вопросам социального обеспечения (здесь и пенсии, и льготы, и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации). Впервые за многие годы снизилось количество обращений из учреждений уголовно-исполнительной системы. 

Благодаря слаженному взаимодействию с администрацией Губернатора, Думой и Правительством региона, ведомствами, органами местного самоуправления, руководством прокуратуры и территориальных органов федеральных структур – омбудсмену в большинстве случаев удается оказать содействие в восстановлении прав и свобод граждан. Так, в 572 случаях (это – 74% жалоб, признанных обоснованными и принятыми в работу) удалось полностью или частично восстановить нарушенные права граждан.