АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА УДОВЛЕТВОРЕНО


Почти два года понадобилось Уполномоченному по правам человека, чтобы доказать бездействие администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» по непринятию мер к организации предоставления населению бытовых услуг в виде бань


Осенью 2022 года Уполномоченный по правам человека обратился в Красноярский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» по непринятию мер к организации предоставления населению бытовых услуг в виде бань. Дело в том, что с 2021 года на территории населенного пункта не функционировал банный комбинат. При этом более 30% проживающих в селе не могли осуществлять личную гигиену в домашних условиях. Как следствие, были основания полагать, что нарушаются права жителей поселения на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.

Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действующее законодательство не предусматривает и не устанавливает способы решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Администрация реализует полномочия по обеспечению жителей поселения услугами бытового обслуживания путем создания МБУ «Управление имуществом и жилищно-коммунальным комплексом» МО «Красноярский сельсовет». В то же время указывали на нецелесообразность исполнения данной обязанности, поскольку с каждым годом баней пользовалось незначительное количество граждан. Все это  положено в основу отрицательного решения.

Уполномоченный по правам человека нашёл поддержку только в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции, который, направляя дело на новое рассмотрение 11.07.2023, указал «суды не проверили и не дали оценку тому, имеется ли на территории населенного пункта организации в сфере бытового обслуживания, оказывающие банные услуги».

Однако и 14.09.2023 районный суд вновь встал на сторону ответчика, не установив при этом юридически значимые обстоятельства.

Получалось, что отказывая в удовлетворении требований, судебные органы освободили административного ответчика от исполнения обязанности по обеспечению надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления банных услуг, предусмотренной нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Красноярский сельсовет» Астраханской области.

Тот субъект, который, по мнению ответчика, предоставлял необходимые услуги, так и не направил Уполномоченному по права человека информацию - где и на каких условиях возможно их получение (адрес и график оказания услуг, прейскурант, количество помывочных мест). Только по прошествии времени удалось получить сведения, что в Красноярском районе отсутствуют хозяйствующие субъекты, оказывающие банные услуги.

И это стало весомым доказательством при рассмотрении апелляционной жалобы административного истца.

29 мая 2024 года судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда обязала администрацию муниципального образования «Сельское поселение Красноярский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» устранить нарушения путем создания условий для обеспечения жителей данного муниципального образования услугами в виде бань.


С текстом апелляционного определения можно ознакомиться ЗДЕСЬ