СОБСТВЕННИК СЕТИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ НЕ ВПРАВЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ПОДКЛЮЧЕНИЮ К НЕЙ НОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Конституционный Суд
опубликовал Определение № 6-О от 18 января 2024 года по жалобе собственника сети
газораспределения на нарушение его прав ч. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении и п.
48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего
оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
АО «Мособлгаз» обратилось
к организации Союз содействия в газификации и благоустройстве территории
«Союз-Газ» с просьбой дать согласие на подключение (технологическое
присоединение) к его сети газораспределения ряда жилых домов в деревне Ваньково
в рамках реализации региональной программы социальной газификации, на что
получило отказ. Далее «Мособлгаз» обратился в арбитражный суд с требованием
обязать «Союз-Газ» не чинить препятствий в подключении к принадлежащей ему сети
газораспределения названных объектов капитального строительства. В свою очередь
«Союз-Газ» предъявил встречное исковое заявление к обществу и администрации
Дмитровского городского округа с требованием о выплате компенсации за нарушение
права собственности.
Арбитражный суд
Московской области решением обязал «Союз-Газ» не чинить препятствий в
подключении жилых домов в деревне, включенной в региональную программу
социальной газификации, к его сети газораспределения. В частности, суд указал,
что принадлежащая союзу сеть газораспределения обладает достаточной пропускной
способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения к ней
оборудования и объектов капитального строительства новых потребителей газа с
сохранением условий газоснабжения имеющихся потребителей газа, и может быть использована
истцом в рамках мероприятий по социальной газификации деревни Ваньково, а Союз
не вправе ему препятствовать в таком подключении. Данное решение оставлено без
изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Также определением Арбитражного
суда Московской области встречное исковое заявление Союза было возвращено в том
числе ввиду того, что основания для первоначального и встречного исков, круг
подлежащих установлению по ним обстоятельств различны, с чем согласился суд
апелляционной инстанции. ВС РФ отказал в рассмотрении кассационной жалобы Союза.
Суды установили, что
решение об указанном подключении было принято во исполнение п. 8 Перечня
поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию,
утвержденного Президентом РФ 2 мая 2021 г. № Пр-753. Согласно данному пункту
правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, ПАО
«Газпром» и иными газораспределительными организациями поручалось обеспечить до
2023 г. в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения
подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи
от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки,
определив критерии и условия такого подключения.
В жалобе в
Конституционный Суд «Союз-Газ» указывал на нарушение его конституционных прав
ч. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении в РФ и п. 48 Правил подключения
(технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов
капитального строительства к сетям газораспределения (утверждены Постановлением
Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. № 1547). Заявитель полагал, что
оспариваемые положения обязывают собственника сети газораспределения как
основного абонента дать согласие на подключение к его сети оборудования и
объектов капитального строительства новых потребителей газа без предоставления
равноценного возмещения, что чрезмерно ограничивает его право частной
собственности.
Отказывая в рассмотрении
жалобы, КС напомнил, что согласно ст. 35 Конституции право частной
собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и
совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе
как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного
возмещения. При этом Суд указал, что ч.3 ст. 55 Конституции допускает
возможность ограничения федеральным законом права собственности только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
В определении
подчеркнуто, - газоснабжение, будучи частью энергетической системы,
обеспечивающей не только единство экономического пространства в РФ, но и ее
стратегические интересы, имеет свои особенности, обусловливающие его повышенную
значимость для общества и государства. Закон о газоснабжении, определяя
правовые, экономические и организационные основы отношений в области
газоснабжения в РФ, направлен на обеспечение удовлетворения потребностей
государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
КС указал, что в
соответствии с п. 48 Правил подключения газоиспользующего оборудования и
объектов капитального строительства к сетям газораспределения основной абонент
(юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению к принадлежащим ему
сетям газораспределения или газопотребления при наличии пропускной способности
таких сетей. При этом абз. 13 п. 2 данных Правил называет основным абонентом
юридическое или физическое лицо, не оказывающее услугу по транспортировке газа
и владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве
сетью газораспределения или газопотребления. Такое правовое регулирование
основано на технологических особенностях газоснабжения, а также технической и
экономической нецелесообразности, а во многих случаях – и невозможности
прокладки отдельных газопроводов к объектам каждого потребителя газа.
При этом Суд обратил
внимание, что подключение к сетям газораспределения новых объектов возможно
лишь при наличии достаточной пропускной способности таких сетей с сохранением
условий газоснабжения имеющихся потребителей газа и не связано с возложением на
основного абонента как их собственника обязанности несения дополнительных
расходов.
Таким образом,
Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения направлены на
достижение социально значимых целей политики России в области газоснабжения, в
том числе на улучшение социально-экономических условий жизни населения, и не
могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в
обозначенном им аспекте.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.