КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДУСМОТРЕНА ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕПРАВИЛЬНОГО НАЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ?


В соответствии с ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), если исполнитель жилищно-коммунальных услуг неправильно начислил плату за такие услуги, он должен уплатить штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить.

 

Есть исключения из этого правила:

1) неправильное начисление платы произведено по вине потребителя - чаще всего речь идет о передаче неправильных (завышенных) показаний ИПУ, представлении неверных данных о площади помещения, количестве потребителей.

 

2) устранение нарушения исполнителем услуги до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем.

 

Учитывая особую важность момента обращения потребителя, он должен быть зафиксирован документально (как правило, в самом заявлении потребитель проставляет дату).

 

Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.

 

При поступлении заявления потребителя в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

- о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате штрафа (полностью или частично);

- об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.