16 июля 2013 года Конституционным Судом Российской Федерации утвержден обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года.

Так, одним из рассмотренных Судом вопросов стала проверка конституционности положений, касающихся нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В настоящее время для нашей страны проблема пограничного и миграционного контроля приобрела как никогда острую форму, в т.ч. вопрос необходимости ограничения миграции неоднократно ставился высшим руководством страны.

Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», установлен перечень оснований, по которым иностранному гражданину может быть ограничен или запрещен въезд, а также запрещено пребывание в России. Данная процедура может быть применена к лицу, которое:

  • создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства

  • создает реальную угрозу общественному порядку, либо здоровью населения

  • в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов.

При этом гражданин, в отношении которого принято такое решение обязан покинуть Российскую Федерацию в добровольном порядке, в противном случае он будет депортирован.

Зачастую, правоприменение данных норм приводит к ситуациям, когда иностранные граждане, создавшие семьи с гражданами России, высылаются, а семьи разрушаются. При этом нередки случаи, когда жены и дети таких «нежелательных для пребывания» граждан оказываются в крайне тяжелой жизненный ситуации, ведь потеряв кормильца они не имеют даже средств к существованию. К Уполномоченному по правам человека в Астраханской области неоднократно поступали аналогичные жалобы, помочь в решении которых, к сожалению, оказывалось практически невозможно.

Конституционный Суд в определенной степени встал на сторону иностранцев и, прежде всего, оставшихся в России супругов и детей.

В Конституционном суде как раз была рассмотрена жалоба гражданина, пребывание которого на территории России было признано нежелательным в связи с угрозой здоровью населения (заявитель болел ВИЧ-инфекцией). Определением суда установлено, что принятие такого решения недопустимо исходя исключительно из факта наличия у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции, без учета семейного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств.

Конституционный Суд указал, что суды общей юрисдикции при проверке решений уполномоченного органа исполнительной власти о нежелательности пребывания ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина в Российской Федерации или об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию должны исследовать и оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием признания таких решений необходимыми и соразмерными.

Таким образом судом подчеркивается, что иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории России должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности.