Для обращения к Уполномоченному необходимо:
- подать жалобу (в письменной или электронной форме) на имя Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Владимировича Спицына;
- указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес и контактный телефон;
- изложить суть предложения, заявления или жалобы;
- поставить личную подпись (для письменных обращений) и дату;
- приложить к заявлению документы и материалы, подтверждающие доводы заявителя (Уполномоченный вправе предложить заявителю уточнить обстоятельства дела и суть заявляемых требований, а также предоставить дополнительные сведения и копии документов, необходимые для рассмотрения жалобы).
Анонимные жалобы Уполномоченным не рассматриваются. Анонимные письма и заявления о готовящихся или совершенных преступлениях направляются в правоохранительные органы.
Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются.
Действия Уполномоченного при получении жалобы:
1. Получив жалобу, Уполномоченный обязан вынести решение о принятии жалобы к рассмотрению либо об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок со дня получения жалобы уведомляет заявителя.
Уполномоченный отказывает в принятии жалобы:
- если из содержания жалобы и приобщенных к ней материалов следует, что права и свободы заявителя не нарушены;
- если изложенные в жалобе вопросы и обстоятельства выходят за пределы компетенции Уполномоченного, установленной федеральным законодательством и настоящим Законом;
- при повторном поступлении жалобы, ранее признанной Уполномоченным по итогам ее рассмотрения необоснованной, за исключением случаев, когда заявителем представлены новые доводы и (или) документы в обоснование ранее изложенных обстоятельств дела.
Уполномоченный прекращает рассмотрение жалобы по письменной просьбе заявителя, а также в случаях, если:
- жалоба разрешена иным способом;
- стало известно о наличии оснований для отказа в принятии жалобы к рассмотрению (см. выше);
- заявитель обратился для защиты своих прав и свобод в суд;
- заявитель в течение 20 дней не предоставил данные, запрошенные Уполномоченным.
О прекращении рассмотрения жалобы Уполномоченный в десятидневный срок письменно уведомляет заявителя.
Рассмотрение жалобы Уполномоченным:
- Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
- Проверка не может быть поручена органу, организации или лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
- О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Заявитель вправе ознакомиться с документами и материалами, имеющимися у Уполномоченного по его делу, а также получить их заверенные копии.
Жалоба рассматривается Уполномоченным в течение 30 дней со дня ее получения. В исключительных случаях Уполномоченный вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан:
1) в случае неустановления факта (фактов) нарушения прав и свобод заявителя - направить ему письменное мотивированное заключение о признании жалобы необоснованной;
2) в случае установления факта (фактов) нарушения прав и свобод заявителя - подготовить и направить в орган, организацию или лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых Уполномоченный усматривает нарушение прав и свобод заявителя, заключение, которое должно содержать рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод заявителя, устранения условий, порождающих данные нарушения.
Уполномоченный вправе разъяснить заявителю способы правовой защиты, которые тот может самостоятельно использовать для защиты своих прав и свобод, и (или) передать жалобу органу либо лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу, за исключением случая, если заявителем обжалуются решения или действия (бездействие) данного органа либо лица. Указанные действия Уполномоченный может предпринять как в случае принятия жалобы к рассмотрению, так и при отказе в ее принятии к рассмотрению.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Содействие Уполномоченным восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя:
Если при рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) органа, организации или лица, которые ранее были обжалованы заявителем в судебном порядке (при этом соответствующее решение суда вступило в законную силу), а равно жалобы на вступившие в законную силу приговор, решение, определение или постановление суда Уполномоченный усмотрит нарушение прав и свобод заявителя, он вправе изложить свои доводы должностному лицу, которое обладает полномочиями обратиться в суд соответствующей инстанции.
Уполномоченный может ходатайствовать о применении к лицам, допустившим нарушение прав и свобод человека и гражданина, дисциплинарного взыскания, а при наличии оснований - обратиться в соответствующие органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела либо дела об административном правонарушении.